Главная | Маньяки | Пропавшие без вести | В трудную минуту | Интернет-приёмные | Лаборатория | Карта сайта |

Европейская конвенция о защите прав человека

Конвенция (официальный перевод) и выдержки из Протоколов

ЕКПЧ и ее протоколы гарантируют:

Право на:

Запрещаются:

Отдельные граждане и государства могут обращаться в Европейский суд по правам человека. © По материалам сайта www.echr.ru

Что такое Европейский Суд по правам человека?

Европейский Суд – самостоятельный судебный орган Совета Европы, призванный обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб. В своей деятельности Суд руководствуется Европейкой Конвенцией и использует при рассмотрении дел свои ранее вынесенные по конкретным делам решения (прецеденты Европейского Суда). Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы. Официальные языки – английский и французский. Процедура обращения в Европейский Суд представляет собой систему четко определенных правил, от строгого соблюдения которых зависит, будет ли рассмотрена жалоба.

Что может быть предметом жалобы?

Европейский суд не пересматривает решения судов государств-участников Конвенции. Обращаться в Европейский суд можно только с жалобой на нарушение тех прав, которые содержатся в Конвенции и Протоколах:

  1. Право на жизнь (ст.2 Конвенции).
  2. Право не подвергаться пыткам, унижающему и бесчеловечному обращению (ст.3 Конвенции).
  3. Запрет рабства и принудительного труда (ст.4 Конвенции).
  4. Право на свободу и личную неприкосновенность (ст.5 Конвенции).
  5. Право на справедливое судебное разбирательство (ст.6 Конвенции).
  6. Право на уважение частной и семейной жизни, неприкосновенность жилища и тайны корреспонденции (ст.8 Конвенции).
  7. Свобода мысли, совести, религии (ст.9 Конвенции).
  8. Свобода выражения мнения (ст.10 Конвенции), свобода собраний и объединений (ст.11 Конвенции).
  9. Право на эффективные средства правовой защиты (ст.13 Конвенции).
  10. Право не подвергаться дискриминации при пользовании правами и свободами, закрепленными в Конвенции (ст.14 Конвенции).
  11. Право на беспрепятственное пользование своей собственностью (ст.1 Протокола 1).
  12. Право на образование (ст.2 Протокола 1).
  13. Право на свободные выборы (ст.3 Протокола 1).
  14. Право не подвергаться лишению свободы за долги (ст.1 Протокола 4).
  15. Право на свободу передвижения (ст.2 Протокола 4).
  16. Право не подвергаться высылке с территории государства, гражданином которого лицо является (ст.3 Протокола 4).
  17. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (ст.2 Протокола 7).
  18. Право на компенсацию в случае судебной ошибки (ст.3 Протокола 7).
  19. Право не быть судимым и наказанным дважды за одно и то же преступление (ст.4 Протокола 7).
  20. Равноправие супругов (ст.5 Протокола 7).

Против кого можно подать жалобу?

Жалоба всегда подается против государства–участника Конвенции, которое виновато в нарушении или не обеспечении защиты прав и свобод человека. То есть ответчиком в Европейском суде всегда выступает государство. Суд не рассматривает жалобу, поданную на действия частных лиц или неправительственных организаций.

Кто может подать жалобу?

Европейский суд принимает жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые считают, что их права нарушены со стороны государства – участника Конвенции. Для заявителей практически не установлено ограничений. Это могут быть и взрослые и дети и организации, но не должностные лица и не официальные органы государства. Заявитель не обязательно должен быть гражданином государства-члена Совета Европы или вообще гражданином государства, на которое он подает жалобу.

В какой срок можно подать жалобу?

Европейский Суд принимает жалобу к рассмотрению, в шестимесячный срок с момента вынесения окончательного решения по делу судебной инстанцией России. Окончательными в России Европейский суд считает решения, вынесенные судом второй инстанции (апелляционным или кассационным).

Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, если:

Итак, перед подачей жалобы гражданину необходимо убедиться, что соблюдены пять обязательных формальных требований Европейского суда по правам человека:

  1. Для того, чтобы жалоба была признана приемлемой по существу, заявителем должны быть исчерпаны все внутригосударственные средства защиты своего права и, прежде всего судебные средства такой защиты.
  2. Жалоба должна быть подана не позднее чем через шесть месяцев после окончательного рассмотрения вопроса компетентным государственным органом.
  3. Предметом жалобы могут быть только права, гарантируемые Конвенцией или ее Протоколами.
  4. Жалоба может исходить только от самого потерпевшего. Даже в том случае, когда жалобу подает объединение лиц, каждый должен доказать свои конкретные личные претензии.
  5. Жаловаться можно только на те нарушения, которые имели место после даты ратификации Конвенции Россией. То есть жалобы на нарушения, имевшие место до 5 мая 1998 года признаются неприемлемыми до их рассмотрения по существу.

Когда можно обращаться в Европейский суд по правам человека? Подать жалобу в Европейский суд можно только тогда, когда будут исчерпаны все внутренние средства защиты и только в течение шести месяцев после того, как российские власти вынесут по вашему делу окончательное решение. Это означает, что вы должны сделать все от вас зависящее, чтобы решить свою проблему в России, и только, если вы не сможете этого сделать, у вас появится право на обращение в Страсбургский суд. Поскольку подавляющее большинство споров в нашей стране могут быть переданы на рассмотрение суда, то вы обязательно должны обратиться со своей проблемой в российский суд, а если он откажет Вам, то следует обжаловать это решение до тех пор, пока Вам не будет отказано окончательно. Т.е. если решение по гражданскому делу или приговор по уголовному, которые нарушают Европейскую конвенцию, вынес мировой судья, то вы должны подать на них апелляционные жалобы в районный суд, если же их вынес районный суд, то вам следует подать кассационные жалобы в суд вашего субъекта федерации (областной, краевой) и т.д. До недавнего времени Европейский суд принимал к рассмотрению жалобы российских граждан сразу после того, как им отказывали суды кассационной инстанции, т.к. он считал что в России пересмотр дел в порядке надзора зависел не от желания граждан, а от усмотрения руководителей суда и прокуратуры. Сегодня после принятия новых Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов пересмотр дела в порядке надзора начинается по заявлению гражданина, и Европейский суд может посчитать, что до обращения к нему нужно сначала подать жалобу о пересмотре дела в порядке надзора в президиум суда субъекта федерации, потом в Верховный суд, а потом в его президиум. До того, как Европейский суд решит этот вопрос, я предлагаю поступать следующим образом. Жалобу в Страсбургский суд нужно подавать сразу после того, как вы проиграете дело в суде кассационной или апелляционной инстанции, одновременно подав жалобу в вышестоящий российский суд в порядке надзора. Если Европейский суд не примет вашу жалобу из-за того, что вы не обжаловали решение в надзорном порядке, то после рассмотрения надзорной жалобы вы снова обратитесь в Европейский суд и, благодаря этому, не пропустите шестимесячный срок на ее подачу. Как долго Европейский суд по правам человека рассматривает жалобы? Европейский суд рассматривает их не просто долго, а очень долго, и обычно рассмотрение дела длится несколько лет. Не так давно была проведена реформа Страсбургского суда, которая должна была ускорит его работу, но из-за огромного количества жалоб, ежедневно приходящих в Европейский суд, сроки рассмотрения дел все еще остаются очень большими. © По материалам "Взаимная юридическая помощь".

Первоначальную жалобу гражданин вправе написать на русском языке и от руки. Секретариат Европейского суда, получив такую жалобу, заводит предварительное досье и направляет заявителю обязательный для заполнения бланк жалобы с инструкцией (ст.34 Конвенции). Дата поступления в Секретариат суда первоначальной жалобы считается датой подачи жалобы. Заполненный бланк жалобы является официальным юридическим документом, и правильность его заполнения может повлиять на весь ход рассмотрения дела в Европейском Суде. Несоблюдение условий заполнения бланка может привести к отказу в регистрации жалобы.

Что нужно обязательно указать в официальном бланке жалобы?

  1. Данные заявителя и его представителя.
  2. Государство или государства – участники Конвенции, на действия или упущения которых подается жалоба.
  3. Содержание жалобы и конкретные положения Конвенции, о нарушении которых идет речь.
  4. Перечислить в хронологическом порядке факты и доказательства, имеющие отношение к делу.
  5. Перечислить все относящиеся к делу документы и, прежде всего решения внутригосударственных судебных или любых иных компетентных органов по вопросам, затрагиваемым в жалобе.
  6. В заключение указывается, какое решение заявитель ожидает и сумму возмещения, которую он хотел бы получить. Указывая в жалобе сумму ожидаемой (обоснованной) компенсации, заявитель должен осознавать, что необоснованные им суммы судом к возмещению назначены не будут.

Объем жалобы без приложений не должен превышать десяти листов. В случае превышения данного объема к жалобе необходимо приложить краткое резюме. Заявитель обязан заполнить полученный из Секретариата суда формуляр жалобы и направить его обратно в Секретариат вместе с копиями требуемых документов в течение шести недель, считая с даты отправления формуляра Секретариатом Суда. Задержка с ответом трактуется Судом как отказ заявителя поддерживать свою жалобу.

Что нужно приложить к жалобе?

  1. Обязательным приложением к жалобе являются копии решений судов, доказывающие, что заявитель использовал все внутригосударственные средства правовой защиты, и что с момента вынесения окончательного решения компетентным внутригосударственным органом прошло менее шести месяцев.
  2. Доверенность, оформленная заявителем на лицо, представляющее его интересы.

Прилагаемые документы обратно не возвращаются.

Секретариат Европейского суда, получив заполненный официальный бланк жалобы, присваивает делу рабочий номер и передает его в Комиссию, решающую вопрос о приемлемости. В случае вынесения Комиссией решения о признании жалобы приемлемой, дело передается в секцию суда для рассмотрения по существу. Комиссия также определяет, на каком из официальных языков Европейского Суда будет рассматриваться дело. Суд вправе учесть аргументы заявителя, изложенные в жалобе, и вести рассмотрение дела на русском языке. Несоответствие официальной жалобы требованиям, предъявляемым Европейским Судом, может послужить формальным основанием для вынесения Комиссией о приемлемости решения об отказе в рассмотрение дела. Такое решение будет окончательным и не позволит заявителю подать жалобу повторно.

Рассмотрение жалобы после регистрации.

Если жалоба признана приемлемой, Суд начинает ее рассмотрение по существу. Одна из форм разрешения дела в Европейском суде – дружественное урегулирование. Оно позволяет восстановить права заявителя по его соглашению с государством при содействии и контроле Суда. Недостаток дружеского урегулирования в том, что дело прекращается без вынесения решения против государства, а таковое решение могло бы иметь дальнейшее влияние на законодательную и правоприменительную практику, так как требовало бы от государства принятия конкретных мер, чтобы подобные нарушения более не повторялись. Сама процедура рассмотрения дела в основном носит письменный характер, а слушания в традиционном смысле этого слова проводятся только тогда, когда Суд считает это необходимым и на этом настаивают стороны. Рассмотрение дела заканчивается вынесением решения, в котором Суд признает факт нарушения прав заявителя, либо устанавливает, что нарушение прав не имело места. При признании факта нарушения прав Суд решает вопрос о присуждении заявителю справедливой компенсации, а также о мерах, которые государство должно предпринять, чтобы не допускать в будущем таких нарушений.

Статья 46 Конвенции обязывает государства-участников исполнять окончательные постановления Суда по делам, в которых они являются сторонами. Окончательное постановление Суда направляется Комитету министров, который осуществляет надзор за его исполнением. Обращение в Европейский Суд по правам человека это не только возможность получить признание факта нарушения личных прав заявителя, предусмотренных Конвенцией, со стороны государства, но также возможность изменить устоявшуюся в государстве законодательную и правоприменительную практику, сделать более эффективной систему защиты прав человека в России, привести ее в соответствие с международными стандартами защиты, использовать позитивный опыт Совета Европы для усиления средств защиты внутри Российской Федерации. Нередко значимость решений Суда выходит за национальные пределы, воздействуя на право и судебную практику других государств-участников Конвенции. © По материалам Брошюра "Обращение в Европейский суд по правам человека: в помощь заявителю", издана Центром "Юстиция" в 2004 г.

Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:

European Court of Human Rights
Council of Europe
F - 67075 Strasbourg-Cedex 
Tel: 33 (0)3 88 41 20 18
Fax: 33 (0)3 88 41 27 30 
Internet: www.echr.coe.int

Любая корреспонденция, относящаяся к Вашей жалобе, должна направляться по следующему адресу:

The Registrar
European Court of Human Rights 
Council of Europe 
F-67075 STRASBOURG CEDEX 
FRANCE - ФРАНЦИЯ

Формуляр жалобы в Европейский суд и Инструкция по заполнению формуляра:

Официальные печатные PDF-версии (317 KB)

Пояснительная записка для желающих обратиться